4 апреля состоялось Торжественное закрытие VIII Международного фестиваля Мстислава Ростроповича

В Большом зале консерватории прозвучали произведения французских композиторов в исполнении оркестра «Йокогама Симфониетта», Филармонического хора Токио, Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Ф. Светланова и Государственной академической хоровой капеллы России им. А.А. Юрлова.

По замыслу художественного руководителя Фестиваля Ольги Ростропович в заключительном концерте соединились музыкальные культуры трех стран, занимавших особое место в жизни и творческой биографии Мстислава Ростроповича: Франции, Японии и России. Этот блестящий синтез культур символизирует то, что всю свою жизнь прославлял Маэстро, — безграничную силу музыки, объединяющую разные государства и человеческие сердца. Вечер начался с минуты молчания, которой собравшиеся почтили память жертв трагических событий в Санкт-Петербурге.

Оркестр «Йокогама Симфониетта» и Филармонический хор Токио — коллективы, широко известные в Японии и за ее пределами – выступали в России впервые, и их искусство стало очередным открытием, которыми по традиции богат Фестиваль Мстислава Ростроповича. В первом отделении прозвучала «Маленькая сюита» К.Дебюсси и «Реквием» Г.Форе под управлением художественного руководителя «Симфониетты» Казуки Ямады. По его словам, «особенность звучания оркестра заключается в его нейтральности, в некоем отстранении, с которым музыканты исполняют произведения самых разных композиторов». Молодого дирижера называют преемником великого Сейджи Озавы, который был большим другом Мстислава Ростроповича и его «музыкальным близнецом», как любил говорить сам Маэстро. Сольные партии в «Реквиеме» исполнили баритон Родион Погосов и сопрано Женни Давье, партию органа Мотоко Муроцуми. Первое отделение завершилось потрясающим бисом токийского хора: певцы a cappella исполнили изумительную хоровую миниатюру японского композитора Тору Такэмицу «Chiisana Sora» («Маленькое небо»). Во втором отделении для исполнения двух Сюит из балета «Дафнис и Хлоя» М.Равеля произошло грандиозное объединение японских хора и оркестра с ГАСО и капеллой им. А.А.Юрлова под управлением Г. Дмитряка. Четыре коллектива звучали мощно и экспрессивно, и с трудом верилось, что российские и японские исполнители встретились на репетиции лишь накануне. Зрители долго не отпускали музыкантов со сцены, устроив подлинную овацию, ответом чему стал фантастический бис — «Болеро» Равеля, в котором Казуки Ямада уступил свое место на подиуме перкуссионисту Госоркестра Владимиру Терехову для знаменитого соло на барабане. Этот финал стал незабываемым заключительным аккордом вечера и всего VIII Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, посвященного в этом году 90-летию со дня рождения Маэстро. Юбилейные торжества продолжатся на его родине: 23 апреля откроется IX Международный фестиваль Мстислава Ростроповича в Баку.

Сегодня трансляцию Торжественного закрытия Фестиваля можно будет послушать в 20.00 на Радио «Орфей».

© Международный фестиваль «Неделя Ростроповича в Москве», 2010 — 2017